Тема урока: «Общение».
Цель: разъяснить учащимся сущность «общения» в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения.
2) развитие умений анализировать различные формы общения, способствовать развитию элементарных навыков культурно-грамотного общения вы деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях;
3) расширение аналитического мышления, кругозора учащихся;
4) развитие у учащихся коммуникативных навыков, которые им помогают вести дискуссию, отвечать, доказывать свою точку зрения.
«Человеческая сущность налицо
только в общении, единстве
человека с человеком».
Л.Фейербах.
План:
Общение и его роль в жизни человека.
Виды общения.
Основные формы общения.
Культура общения.
Ход урока.
Нацеливание:
Ребята! Тема нашего занятия очень актуальна и близка всем нам. Сегодня мы посвящаем наш урок очень важному понятию и процессу в жизни каждого из нас – общению.
Что же такое общение?
Таким образом, общение – это социально-психологический процесс взаимодействия 2 или более людей. Общение – своеобразный обмен между людьми определенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.
Обмен информацией – на уроке;
мыслями – Я считаю, я думаю, я полагаю…
оценками – прочитанная книга, картина художника…
чувствами – Вы мне нравитесь…
Человек – существо общественное: он существует, живет среди людей, и это побуждает его постоянно взаимодействовать с окружающими, обмениваться информацией и эмоциями.
Общаясь, люди устанавливают отношения между собой, на их основе возникает взаимопонимание, необходимое для успешной совместной деятельности.
Формирование личности происходит в непосредственном окружении. Человек нуждается в общении постоянно, оно необходимо для нормальной жизни людей.
- это необходимое условие выживания человека;
- недостаток в общении приводит к серьезным отклонениям в развитии;
- оно необходимо в любом возрасте. Например, люди могут поделиться своими бедами, проблемами. Говорят, когда человек выговорится, ему стает лучше.
- через общение человек самоутверждается в обществе;
- получаем знания о мире, передача опыта молодым поколениям;
- усваиваются правила поведения человека, культурные и нравственные ценности;
- общение способствует развитию интересов человека;
- определенные качества личности формируются только в общении.
В зависимости от средств передачи информации различают два
вида общения: Предлагает передачу мыслей с помощью слов. Слово, речь – основное средство общения. Известный физиолог И. И. Павлов, что «слова
– это самое эффективное средство воздействия» Слово – мощное орудие, которым можно убить
или воскресить человек Неречевое (невебральное) при помощи мимики, жестов,тембра.
Сужествуют такие типы неречевого общения, которые связаны с использованием предметов
и рисунков. (дорожные знаки,светофор, религиозные символы)Речевое (вебральное)
мощное воздействие слова? неречевое общение?
Как это происходило?
Почти во всех этих случаях человек не осознает, что при общении посылает двойные сигналы.
Как вы понимаете выражение: «При общении человек посылает двойные сигналы»?
Т.О. , общение происходит по двум психологическим каналам: речевому и неречевому.
Раздаточный материал
Деловое Задание: понять сущность этих форм
Повседневное общения, придумать примеры.
Убеждающее
Ритуальное
Межкультурное
несколько вариантов разных форм общения.
Ваша задача – 1) определить форму общения;
2) найти ошибки (если есть), допущенные в процессе общения.
2 группа – повседневное общение (между мамой и сыном)
3 группа – убеждающее общение (ученик с учителем)
4 группа – ритуальное общение (при входе в дом мужчина пропускает даму вперед).
Оно зависит не только от содержания. Оказывается, для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, важно уметь сообщать их людям.
Многим людям неуютно среди других людей именно из-за неумения общаться.
Сейчас такая проблема есть и у молодого поколения. В молодежной подростковой среде часто встречается примитивная речь, с присутствием жаргонных и нецензурных слов. Такой стиль общения задерживает, ограничивает дальнейшее развитие человека.
Что же помогает и что мешает общению?
Задание:
1 ряд: назвать то, что помогает общению.
- одинаковый возраст; - симпатия к собеседнику;
- совпадающие интересы; - общее совместное дело;
- хорошее настроение; - вежливое обращение;
- уступчивость; - уверенность в себе;
2 ряд: то, что мешает общению.
- разные возрастные категории;
- враждебный настрой по отношению друг к другу;
- отсутствие общих интересов;
- неумение выразить свои мысли;
- эгоистическое поведение;
- несовпадение мнений.
- умение выслушать другую сторону, понять ее;
- вежливость, корректность, скромность, естественность;
- не быть гордым; - правильная речь;
- уступчивость, деликатность; - обращаться по имени;
- уважение к собеседнику;
- доверие и внимание к собеседнику.
Что это такое? (это определенные правила, которых необходимо придерживаться в процессе общения)
Очень хороший совет дает нам писатель М.М.Рощин: (стр.48, Боголюбов)
«Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».
общение – это обмен…..
общение с др. людьми является жизненно важной необходимостью для человека любого возраста.
Общение происходит как с помощью речи, так и с помощью невербальных средств.
Формы общения разнообразны – деловое, убеждающее, повседневное, ритуальное…
Для нормальных взаимоотношений между людьми необходима культура общения.
«Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Д. Карнеги – американский специалист в области ораторского искусства
и человеческих взаимоотношений: «Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте людей говорить о себе».
Составить:
правила общения по телефону;
во время деловых встреч;
критерии, которым должна соответствовать наша речь.