Ольга ВладимировнаВоскресенье, 05.05.2024, 17:12

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Общение | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

Поиск

                            Тема урока: «Общение».null

 

Цель: разъяснить учащимся сущность «общения» в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения.

 Задачи: 1) привести учащихся к пониманию необходимости общения в жизни каждого человека;

              2) развитие умений анализировать различные формы общения, способствовать развитию элементарных навыков культурно-грамотного общения вы деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях;

             3) расширение аналитического мышления, кругозора учащихся;

             4) развитие у учащихся коммуникативных навыков, которые им помогают вести дискуссию, отвечать, доказывать свою точку зрения.

 Понятия: общение, речевое и неречевое общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение, культура общения.

 Оборудование: раздаточный материал

 Тип урока: изучение нового материала.

 Оформление доски: тема урока, план, понятия, эпиграф:

                                                                       «Человеческая сущность налицо

                                                                           только в общении, единстве

                                                                              человека с человеком».

                                                                                           Л.Фейербах.

План:

Общение и его роль в жизни человека.

Виды общения.

Основные формы общения.

Культура общения.

Ход урока.

Нацеливание:

Ребята! Тема нашего занятия очень актуальна и близка всем нам. Сегодня мы посвящаем наш урок очень важному понятию и процессу в жизни каждого из нас – общению.

 Что же такое общение?

 Общение – широкое многоплановое понятие. В современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений. Американский теоретик общения Фрэнк Дэнс насчитал 96 определений  понятия «общения».

 Давайте с вами вместе попробуем дать свое определение этому понятию. (мнения учащихся)

Таким образом, общение – это социально-психологический процесс взаимодействия 2 или более людей. Общение – своеобразный обмен между людьми определенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

 В качестве примеров, приведите различные жизненные ситуации, доказывающие это.

                         Обмен  информацией – на уроке;

                                      мыслями – Я считаю, я думаю, я полагаю…

                                      оценками – прочитанная книга, картина художника…

                                      чувствами – Вы мне нравитесь…

 В процессе общения взаимодействуют именно люди.  При употреблении этого слова в выражениях «общение  с природой, животными, самим собой» оно приобретает иной смысл.

Человек – существо общественное: он существует, живет среди людей, и это побуждает его постоянно взаимодействовать с окружающими, обмениваться информацией и эмоциями.

Общаясь, люди устанавливают отношения между собой, на их основе возникает взаимопонимание, необходимое для успешной совместной деятельности.

Формирование личности происходит в непосредственном окружении. Человек нуждается в общении постоянно, оно необходимо для нормальной жизни людей.

 Если время бодрствования человека взять за 100%, то из них 45% - он слушает других, 30% - говорит сам, 16% - читает, 9% - пишет. Таким образом, подавляющая часть времени связана с речевой деятельностью.

 Подумайте и приведите доказательства необходимости общения для человека, для Вас лично.

- это необходимое условие выживания человека;

- недостаток в общении приводит к серьезным отклонениям в развитии;

- оно необходимо в любом возрасте. Например, люди могут поделиться своими бедами, проблемами. Говорят, когда человек выговорится, ему стает лучше.

- через общение человек самоутверждается в обществе;

- получаем знания о мире, передача опыта молодым поколениям;

- усваиваются правила поведения человека, культурные и нравственные ценности;

- общение способствует развитию интересов человека;

- определенные качества личности формируются только в общении.

 Проблемный вопрос?  А как вы думаете, может ли человеку в современном обществе  что-либо (компьютер, ТВ, книги…) заменить общение?

 Вывод:  Т.О. общение играет важную роль на протяжении всей жизни человека. Без общения был бы немыслим прогресс общества. Общение пронизывает все виды деятельности людей, все сферы их существования.

 2. Каковы же бывают виды общения?

В зависимости от средств передачи информации различают два вида общения:
Речевое (вебральное) 

Предлагает передачу мыслей с помощью слов.

Слово, речь – основное средство общения.

Известный физиолог И. И. Павлов,

что «слова – это самое эффективное средство воздействия»

 Слово – мощное орудие,

которым можно убить или воскресить человек

Неречевое (невебральное) 

при помощи мимики,

жестов,тембра.

Сужествуют такие типы

неречевого общения,

которые связаны

с использованием

предметов и рисунков.

(дорожные знаки,светофор, религиозные символы)


 ? Испытывали ли вы на себе                          Кто может продемонстрировать

мощное воздействие слова?                             неречевое общение?

Как это происходило?

Почти во всех этих случаях человек не осознает, что при общении  посылает двойные сигналы.

Как вы понимаете выражение: «При общении человек посылает двойные  сигналы»?

Т.О. , общение происходит по двум психологическим каналам: речевому и неречевому.

 В зависимости от характера и содержания сообщаемой информации выделяют следующие формы общения:

Раздаточный материал

Деловое                                                 Задание: понять сущность этих форм

Повседневное                                       общения, придумать примеры.

Убеждающее

Ритуальное

Межкультурное

 А теперь, чтобы закрепить этот материал, сейчас ребята нам представят

несколько   вариантов разных форм общения.

 Ваша задача  – 1) определить форму общения;

                           2) найти ошибки (если есть), допущенные в процессе общения.

 1 группа – деловое общение (общение двух директоров школ)

2 группа – повседневное общение (между мамой и сыном)

3 группа – убеждающее общение (ученик с учителем)

4 группа – ритуальное общение (при входе в дом мужчина пропускает даму вперед).

 Мы уже выяснили, что для человека важно полноценное настоящее общение.

Оно зависит не только от содержания. Оказывается, для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, важно уметь сообщать их людям.

Многим людям неуютно среди других людей именно из-за неумения общаться.

Сейчас такая проблема есть и у молодого поколения. В молодежной подростковой среде часто встречается примитивная речь, с присутствием жаргонных и нецензурных слов. Такой стиль общения задерживает, ограничивает дальнейшее развитие человека.

Что же помогает и что мешает общению?

Задание:

1 ряд: назвать то, что помогает общению.

- одинаковый возраст;               - симпатия к собеседнику;

- совпадающие интересы;        - общее совместное дело;

- хорошее настроение;              - вежливое обращение;

- уступчивость;                          - уверенность в себе;

2 ряд: то, что мешает общению.

- разные возрастные категории;

- враждебный настрой по отношению друг к другу;

- отсутствие общих интересов;

- неумение выразить свои мысли;

- эгоистическое поведение;

- несовпадение мнений.

 3 ряд: слушают, запоминают и составляют тезисы по вопросу: «Каким должно быть общение?»

- умение выслушать другую сторону, понять ее;

- вежливость, корректность, скромность, естественность;

- не быть гордым;                                              - правильная речь;

- уступчивость, деликатность;                         - обращаться по имени;

- уважение к собеседнику;

- доверие и внимание к собеседнику.

 Т.О. оказывается, для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.

Что это такое? (это определенные правила, которых необходимо придерживаться в процессе общения)

Очень хороший совет дает нам писатель М.М.Рощин: (стр.48, Боголюбов)

«Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».

 Закрепление: Итак, давайте подведем итоги нашего урока. Вспомните все о чем мы сегодня говорили. Сформулируйте в виде тезисов главные идеи, мысли темы нашего занятия.

общение – это обмен…..

общение с др. людьми является жизненно важной необходимостью для человека любого возраста.

Общение происходит как с помощью речи, так и с помощью невербальных средств.

Формы общения разнообразны – деловое, убеждающее, повседневное, ритуальное…

Для нормальных взаимоотношений между людьми необходима культура общения.

 Обсуждение эпиграфа 

 Вывод: Общение – это сложное искусство. Ему необходимо учиться в детском возрасте, а дальше совершенствовать его. Стараться соблюдать всегда и везде важный принцип общения или золотое правило нравственности:

 «Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Д. Карнеги – американский специалист в области ораторского искусства

 и человеческих взаимоотношений: «Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте людей говорить о себе».

 Домашнее задание: параграфы 13(Б), 8(К). 

     Составить:

правила общения по телефону;

 во время деловых встреч;

 критерии, которым должна соответствовать наша речь.

 


Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 478

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz